Чем занимается нейроуролог ???

Что это?

Нейроурология – это направление, которое занимается диагностикой и лечением нарушений мочеиспускания, возникающих на фоне перенесенного или текущего неврологического заболевания.Наиболее распространенными среди таких неврологических состояний являются: последствия острого нарушения мозгового кровообращения (инсульт), повреждения спинного мозга, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, мультисистемная атрофия, различные полинейропатии. При выявлении урологических симптомов при вышеперечисленных состояниях пациенту ставится диагноз: нейрогенный мочевой пузырь. Для успешного лечения нейрогенного мочевого пузыря необходимо точно понимать причины возникновения симптомов.

Какие симптомы?

Учитывая, что нейрогенный мочевой пузырь возникает только на фоне неврологического заболевания, эта проблема может возникнуть у лиц как молодого, так и пожилого возраста, в равной степени одинаково у женщин и у мужчин. Безусловно, существуют заболевания, которые встречаются у пациентов после 50 или после 70 лет, но возраст, не всегда является критерием исключения для клинических проявлений нейрогенного мочевого пузыря. Среди симптомов нижних мочевых путей на фоне неврологического заблоевания наиболее часто возникают: учащение мочеиспускания, неотложные или ургентные позывы к мочеиспусканию, недержание мочи в дневное или ночное время, появление ночного мочеиспускания, увлечения объема выделяемой мочи, затруднение при мочеиспускании, задержка мочи, изменения позывы на мочеиспускание, отсутствие чувствительности акта мочеиспускания. Как показали последние исследования, именно урологические жалобы доставляют наибольший дискомфорт для пациентов неврологического профиля. Зачастую, эти жалобы приводят к стойкой депрессии и снижению мотивации к дальнейшей реабилитации для восстановления других жизненно важных функций.

Недержание мочи

Это состояние, при котором пациент неспособен предотвратить подтекание мочи в дневное или ночное время, возникающее после позыва на мочеиспускание или без позыва. Бывает, что подтекание мочи возникает сразу после первого ощущения позыва и пациент уже не в силах сдержать начавшееся мочеиспускания – это ургентное (императивное) недержание мочи. Описанный симптом одинаково обременителен как для мужчин, так и для женщин. Очень важно провести дифференциальную диагностику нейрогенного недержания мочи с стрессовым недержанием мочи, которое возникает при какой либо физической нагрузке у женщин, наиболее часто при кашле, смехе и чихании. Такую диагностику в проводит врач нейроуролог, уролог или гинеколог, когда сталкивается с описанными симптомами. В нашем центре проводится всесторонняя диагностика с целью выявления причины симптомов нижних мочевых путей и определения эффективной тактики лечения.

Гиперактивный мочевой пузырь

Это синдром, который включает в себя следующие симптомы: учащение дневного мочеиспускания, учащение ночного мочеиспускания, увеличение ночного диуреза, ургентный позыв на мочеиспускание, недержание мочи с императивным позывом или без него. Перечисленные симптомы могут возникать как все вместе, так и в различной комбинации, что усложняет процесс диагностики синдрома. В зависимости от причин, вызвавших гиперактивный мочевой пузырь применяются различные методики консервативного, физиотерапевтического и миниинвазивного лечения.

Задержка мочи

Среди неврологической патологии задержка мочи наиболее часто возникает в острый период нарушения кровообращения и при повреждении спинного мозга. Пациенты с этими заболеваниями должны быть обследованы таким образом, чтобы специалист был уверен в отсутствии острой или хронической задержки мочи. В противном случае, задержка мочеиспускания приводит к тяжелым отсроченным осложнениям, трудно поддающимся терапии. Для коррекции острой и хронической задержки мочи может понадобится подбор адекватного долгосрочного метода отведения мочи (дренирования мочевого пузыря), золотым стандартом среди которых является «периодическая катетеризация». Назначение этого метода требует консультация специалиста, который имеет большой опыт работы как с самим методом, так и с группой пациентов описанного неврологического профиля.

Диагностика

Для правильного подбора метода терапии и лекарственных средств при лечении симптомов нижних мочевых путей у пациентов с неврологическим заболеванием, требуется тщательная диагностика с целью полной объективизации жалоб пациента. В этом направлении мы применяем:

• Ультразвуковую диагностику

• Анализ данных МРТ и КТ

• Дневник мочеиспускания

• Специализированные опросники для оценки симптомов нарушения мочеиспускания (IPSS, Опросник центра Неврологии г. Москва, EDSS, ASIA, QoL, NBSS  и другие)

• Анализ данных уродинамического исследования

Лечение

Для коррекций нейроурологических симптомов существуют методы консервативной лекарственной терапии, электрофизиотерапии, миниинвазивные технологии, метод периодической катетеризации. Все эти методы успешно применяются и в нашей клинике.

Консервативная лекарственная терапия

На сегодняшний день существует несколько групп препаратов, эффективно помогающих в лечении нейрогенной дисфункции мочевого пузыря. Среди них: альфа адреноблокаторы, холинолитики, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, центральные миорелаксанты, аналоги вазопресина и мелатонина и др. Дозировка и длительность лечение любым препаратом из вышеописанных групп подбирается строго индивидуально лечащим врачом. Самостоятельно назначение препаратов, без консультации с специалистом может привести к ухудшению присутствующей симптоматики и появлению нежелательных реакций как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Электрофизиотерапия

В нашем центре находится одно из крупнейших отделений физиотерапии, в котором возможна коррекция нейроурологических симптомов. Для этого применяются все виды электрофизилечения, основным среди которых является тибиальная и пудентальная электростимуляция. Также мы применяем динамические токи, синусоидальные модулированные токи, электрофорез и гальванизацию. Благодаря большому опыту работы Гельфман Надежды Николаевны, возможен индивидуальный подбор курса физиотерапия, основываясь на форме нарушения мочеиспускания, что обеспечивает максимальную эффективность назначенного лечения.

Метод периодической катетеризации

Является золотым стандартом при нарушении эвакуаторной функции мочевого пузыря у пациентов с повреждением спинного мозга. Метод также применяется и для нарушений центрального генеза, что позволяет обходиться без длительной постоянной катетеризации и снизить риск появления инфекции нижних мочевых путей, мочекаменной болезни и хронической почечной недостаточности. В нашем центре возможно обучение пациента методу периодической самокатетеризации. Также мы занимаемся переводом пациентов с постоянными дренажами мочевого пузыря на вышеописанный метод, при наличии для этого соответствующих показаний

Наука

Благодаря тому, что Бершадский А.В. является сотрудником ФУВ кафедры урологии Уральского Государственного Медицинского Университета, где преподает сертификационный цикл «Нейроурология», в нашем центре используются все новейшие разработки в области нейроурологии. Диагностика и лечение проводятся строго по последним международными рекомендациями с опорой на доказательную медицину, что позволяет нам успешно справляться с сложными клиническими задачами, позволяя пациентам успешно социализироваться и повысить уровень качества жизни.